Воздушный командный пункт Ил-80. Фото Wikimedia Commons
Несколько дней назад отечественные СМИ сообщили о начале строительства первого воздушного командного пункта (ВКП) на базе самолета Ил-96-400М. Эта машина предназначается для обеспечения деятельности высшего военного и политического руководства страны и в будущем должна будет заменить имеющиеся ВКП Ил-80.
Путь к строительству
На рубеже восьмидесятых и девяностых годов силами ОКБ им. Ильюшина и смежных организаций был создан стратегический воздушный командный пункт первого поколения Ил-80 с бортовым комплексом радиотехнических средств «Звено». После его принятия на вооружение начались работы по созданию модернизированного комплекса «Звено-2». В силу различных причин завершить эти работы затянулись, и первый ВКП с новым комплексом прошел испытания только в 2015 г.
В том же году стало известно, что Объединенная приборостроительная корпорация уже ведет опытно-конструкторскую работу «Звено-3С». Ее целью являлось создание новой версии радиотехнического комплекса для стратегического ВКП следующей модели.
Вскоре стало известно, что новый самолет управления может получить обозначение Ил-96ВКП. В качестве платформы для размещения специальной аппаратуры был выбран перспективный лайнер Ил-96-400М, на тот момент находившийся на стадии проектирования. Иные подробности не сообщались. Кроме того, в течение нескольких следующих лет новые сообщения об Ил-96ВКП не поступали.
Два Ил-80 в ливрее «Аэрофлота» и Ил-82 (на заднем плане), 2012 г. Фото Wikimedia Commons
26 июля 2021 г. РИА Новости, ссылаясь на источник в оборонно-промышленном комплексе, сообщило о старте строительства новой техники. Источник указал, что министерство обороны заказало сразу два перспективных ВКП. Первый из них уже строится Воронежским акционерным самолетостроительным обществом (ВАСО). В будущем возможно появление заказа на третий самолет.
По данным РИА Новости, новые Ил-96ВКП в будущем заменят наличные Ил-80. За счет новой платформы в виде Ил-96-400М такие командные пункты будут иметь более высокие летно-технические и эксплуатационные характеристики.
По своим функциям перспективный ВКП в целом не будет отличаться от предшественника. Его задачей станет эвакуация высшего военного и политического руководства страны и обеспечение его деятельности в угрожаемый период и во время полномасштабного конфликта, в т.ч. с ракетно-ядерными ударами. Бортовой радиотехнический комплекс обеспечит полноценный обмен данными и управление войсками, включая стратегические ядерные силы.
По известным данным
Состав, функции и характеристики бортовых комплексов «Звено» и «Звено-2», используемых на самолетах Ил-80, засекречен ввиду их особой роли и значения для национальной обороны. То же касается и перспективного проекта «Звено-3С». Известно лишь то, что проекты «Звено» / Ил-80 предусматривают установку разнообразных средств связи, управления и обработки данных, а снаружи самолета-носителя появляются различные антенные устройства. Кроме того, на самолете появляются жилые и бытовые отсеки для размещения экипажей, операторов и высокопоставленных лиц.
Ил-80 после модернизации с установкой «Звена-2». Фото ОПК
По всей видимости, Ил-96ВКП не будет принципиально отличаться от предыдущих ВКП. Он получит самую современную цифровую аппаратуру с высокими характеристиками и широкими возможностями по управлению всеми родами войск. Кроме того, вновь будут использованы наружные антенны с обтекателями, придающие самолету характерный внешний вид.
Платформой для «Звена-3С» стал самолет Ил-96-400М. Это широкофюзеляжный дальнемагистральный лайнер, являющийся последней на данный момент модификацией в своем семействе. За счет ряда нововведений повышены основные технические и эксплуатационные характеристики, а также обеспечено соответствие современным требованиям. Строительство новых Ил-96-400М началось в 2018 г на ВАСО.
От базового Ил-96-300 новый самолет «400М» отличается удлиненным фюзеляжем большего объема, что позволяет увеличить полезную нагрузку. Кроме того, использована современная авионика, сокращающая нагрузку на летчиков. Благодаря этому летный экипаж Ил-96-400М и Ил-96ВКП сокращается до 2 чел. Также самолет получает новые двигатели ПС-90А1 с улучшенными характеристиками.
Для превращения в Ил-96ВКП базовый самолет должен претерпеть те или иные доработки. Вероятно, в ходе проектирования усилили планер и перестроили часть общесамолетных систем. В частности, командный пункт с большим количеством электроники нуждается в особых средствах энергоснабжения. Также необходимы меры по повышению надежности всех систем. С учетом специфики применения, ВКП нуждается в системе дозаправки в полете.
ВКП Ил-82 на базе Ил-76МД. Фото Wikimedia Commons
Платформа в виде Ил-96-400М, имея более высокие характеристики, может обеспечить ВКП новые возможности. Так, полезная нагрузка поздних модификаций Ил-96 достигает 58 т против 42 т у более старого Ил-86. Дальность полета Ил-96 с максимальным взлетным весом превышает 8-8,5 тыс.км; у Ил-86 этот параметр был менее 4 тыс.км. Наличие средств дозаправки позволит дополнительно увеличить дальность полета и продолжительность дежурства.
Перспективная замена
По известным данным, парк стратегических ВКП российских вооруженных сил не отличается большими размерами. В составе воздушно-космических сил имеется всего четыре самолета Ил-80. Один или два таких ВКП были модернизированы с установкой современного комплекса «Звено-2». Остальные пока сохраняют аппаратуру предыдущей версии, но нельзя исключать возможность их модернизации. Также в строю имеется пара самолетов Ил-82 (Ил-76ВКП), аппаратура и задачи которых в целом похожи на Ил-80.
Из четырех имеющихся Ил-80 готовы к эксплуатации и применению только три. Четвертый в прошлом году был отправлен на ремонт в ТАНТК им. Бериева. Находясь на аэродроме, этот Ил-80 подвергся атаке злоумышленников, которые проникли на борт и украли часть секретной аппаратуры. Дальнейшая судьба этого самолета пока не раскрывалась. Вероятно, его восстановят по исходному или модернизированному проекту.
Согласно последним новостям, Минобороны заказало два новых самолета Ил-96ВКП. Строительство первого уже началось, а второй начнут собирать в обозримом будущем. Также возможно появление заказа на третий ВКП новой модели. Сроки завершения строительства и проведения испытаний не уточняются, но ясно, что на эти работы уйдет несколько лет. Первый Ил-96ВКП сможет поступить на службу не ранее середины десятилетия.
Первый пассажирский Ил-96-400М в ходе строительства, январь 2020 г. Фото ОАК
Появление двух или трех новых самолетов позволит серьезно обновить парк имеющихся ВКП. Кроме того, будут получены новые технические и эксплуатационные возможности, что должно положительно повлиять на решение задач стратегического управления. Также появится возможность вывести из эксплуатации самые старые самолеты, которые к тому времени устареют морально и выработают свой ресурс.
Особая роль
На данный момент в распоряжении российских ВКС имеется достаточно крупный и развитый парк воздушных командных пунктов стратегического уровня, соответствующих актуальным требованиям и вызовам. При этом принимаются меры, направленные на его развитие – реализован проект модернизации наличной техники и разработан совершенно новый образец.
Благодаря этому в ближней и дальней перспективе парк отечественных стратегических ВКП сможет сохранять требуемую численность и облик, обеспечивающие выполнение всех поставленных задач. При этом характеристики конкретных образцов будут расти, повышая общую эффективность и устойчивость стратегических контуров управления вооруженными силами – с очевидными последствиями для национальной безопасности.
Источник: topwar.ru