Что-то пошло не так. Явно не так, потому что даже в зарубежной прессе начались разговоры про то, что F-35 «не торт».
Вообще вокруг этого самолета очень много мнений всяческих «экспертов», которые пытаются донести свое мнение до читателей и зрителей.
Не будем трогать китайских коллег, не так давно довольно безапелляционно сравнивших F-35 и Су-57. Они не сидели за штурвалами ни американского самолета, ни российского. Так что – гадание на кофейной гуще, не более того.
А вот то, что написал в британском журнале The Spectator («Наблюдатель») Эндрю Кокберн достойно внимания. Британец все-таки, а в Королевских ВВС F-35 мало того, что стоят на вооружении, именно на F-35В рассчитывают при оснащении авианесущих корыт типа «Куин Элизабет».
Итак, что возмутило сдержанного британца?
Эндрю возмутило коммюнике последнего саммита НАТО. Там в целом ничего нового, российская угроза, постоянно растущая и потому требующая постоянного внимания со стороны членов НАТО, да Китай, который вроде бы пока открыто не угрожает, но его растущая мощь тоже вызывает опасения.
В общем – кругом враги. Знакомая тема, не так ли?
Более радостно (не для всех, правда) звучала информация о том, что 24 участника блока тратят на тяжелое вооружение более 20% своих оборонных бюджетов. И была выражена надежда, что к этой веселой компании вскоре присоединятся другие.
Но нас интересуют основные семь европейских участников, которые закупают так называемое тяжелое вооружение. Интересно, но этим вооружением чаще всего оказывается… да, F-35.
Когда чуть выше я сказал, что новость приятная не для всех, я имел в виду то, что для «Lockheed Martin Aeronautics» все шикарно и там потирают руки в предвкушении прибыли. Чего нельзя сказать о клиентах.
Тут вообще интересная история начинает разворачиваться.
Великобритания, Италия, Норвегия, Бельгия, Нидерланды, Польша и Дания заказали в общей сложности 297 самолетов F-35 на общую сумму в 35,4 миллиарда долларов. И это только часть суммы, потому что самолеты потребуют обслуживания, которое тоже обойдется не в один миллиард, пока эти F-35 будут летать.
F-35 нельзя назвать самолетом, у которого все в порядке. Да, самолет не без недостатков, но не такой откровенный кошмар, как его предшественник, F-22. Все-таки «Лайтнинг-2» более приемлемое оружие, нежели «Раптор». Недостатков, конечно, много, об этом говорят в открытую все и тайны из этого никто не делает.
Другой вопрос, что для самолета в стадии доводки недостатки – это нормально. А вот для самолета, который уже начали поставлять на экспорт – выглядит странно.
Известный список недочетов и недоделок F-35 впечатляет. И, конечно, вызывает удивление то, что европейцы бросились заключать контракты на поставку.
Эндрю Кокберн возмущается цифрами контрактов, которые были заключены странами, в том числе и Великобританией. Считает, что приобретения F-35 ослабят обороноспособность стран, поскольку самолеты сожгут в своих камерах бюджеты министерств обороны так же легко, как и керосин.
Да, есть интересные нюансы. Зачем, например, Дании аж 27 «Лайтнингов». С кем собирается воевать Дания? С Россией или Китаем? Ладно, Россия выглядит предпочтительнее. Ближе. Но даже на территорию России F-35 не в состоянии залететь без дозаправки в воздухе или использования дополнительных топливных баков.
Но дополнительные баки съедят 2 из 6 внешних точке подвески. Возникает вопрос: с каким набором вооружения датский F-35 полетит покорять Россию?
Конечно, возможен вариант, что придется отражать атаку русских самолетов, которые прилетят в воздушное пространство Дании. Вопрос «зачем?» остается открытым.
Между тем, 27 единиц F-35 обойдутся датскому бюджету «всего» в 13 миллиардов долларов эксплуатационных расходов за весь срок службы. Это, если что, почти три годовых военных бюджета страны.
Понятно, что из 45 самолетов F-16, составляющих основу ВВС Дании 18 должны были списать еще в 2012 году, а остальные как раз к 2020-му. Самолеты мягко говоря, не новые. Но менять F-16 на F-35 в таких количествах – это как после ВАЗ-2112 взять в кредит «Феррари». Ездить можно, но больно дорого. Хотя и значимо.
А ведь датчанам вполне можно было обойтись чем-то подешевле. «Грипены», «Рафали», «Торнадо»… Выбор-то есть…
Итальянцам «повезло» еще меньше. Зачем они заказали 90 «Лайтнингов» — в Италии уже никто, скорее всего, на этот вопрос ответить не сможет. А кризис долбанул, и в итоге денег не хватает, «Локхид-Мартин» приостанавливает поставки, потому что за уже отправленные самолеты Италия должна 600 миллионов долларов.
И соотечественники Кокберна влетели по полной программе. Получив первую партию F-35А для Королевских ВВС, британцы построили вокруг F-35В всю свою морскую программу. И тут началось все сразу: и кризис, и проблемы с F-35В, и сто несчастий одновременно.
В итоге палуба первого авиианосца Королевского флота, «Куин Элизабет», все еще пустует. А в восточные моря, демонстрировать китайцам свое могущество авианосец отправился с самолетами, взятыми в аренду у Корпуса морской пехоты США. Хорошо, что одолжили, и то хлеб…
Программа задерживается, время идет, российская угроза растет… А там и китайская на подходе, по-видимому.
Из всего НАТО только турки очень изящно «соскочили», купив российские комплексы ПВО С-400. В итоге остались и с ЗРК, и со своими F-15. Хотя мысли о приобретении F-35 были. Но повезло, наверное.
Даже у британского журналиста вызывает удивление такая политика европейских правительств. Кокберн называет это покорностью в стиле леммингов, прыгающих один за другим в пропасть. В финансовую пропасть зависимости от американцев. И вовсю критикует ужасающе плохой F-35, годный только для того, чтобы уничтожать бюджет.
Однако Кокберн почему-то ни слова не говорит о тех F-35, которые были приобретены Израилем. Почему-то израильские самолеты регулярно выполняют боевые задачи по борьбе с врагами государства.
Прагматичные израильтяне приобрели сперва 9 самолетов. Потом еще 6. Итоговая цифра F-35, которые будут служить в ВВС Израиля – 50 самолетов. И вот вокруг израильских F-35 не бушуют скандалы. Самолеты летают, бомбят, запускают ракеты. Пока без потерь. Странно, не так ли?
Да, не станем грешить против истины, F-35А Израиля – это не совсем F-35А. Он оснащается израильской «начинкой» в плане авионики и боевых систем. По некоторым данным, на самолеты будет устанавливаться система С4 с открытой архитектурой, Israeli Command, Control, Communications and Computing. Израильскими будут радиолокационные прицелы и авионика. Израильские компании Elbit и Israel Aerospace Industries разработали защитные системы для самолета. Ну и свои ракеты и бомбы.
Но на полетные характеристики эти новшества не влияют. И такие самолеты должны поставлять в ВВС Израиля с 2020 года.
Да, скорее всего, свои F-35 Израиль получит частично за счет Кемп-Дэвидского соглашения. Но тут извините, в этом мире каждый устраивается по мере своих возможностей.
Что получается, Израилю самолет для боевых действий вполне подходит, а европейским государствам как-то не совсем?
Ключевое слово «боевые действия». Израиль ведет войну, и для его самолетов всегда есть цели и задания. Европейские страны боевых действий не ведут. За исключением развлечений с ИГИЛ (запрещена в РФ) в Сирии, больше заняться нечем.
Здесь, похоже, кроется разгадка. Израиль взял самолеты для того, чтобы воевать. И если «доработать молотком и напильником», то F-35 вполне себе справляется с возложенными на него задачами. По крайней мере, в израильской прессе нет криков и стонов на тему того, что «Лайтнинги» надо отправить на свалку.
Для чего европейцы заказывали F-35 в таких количествах? Для того, чтобы уменьшить стоимость самолета в серии, как один из вариантов. Ну или для войны с Россией. Война с Россией – это такое дело, которая может не начаться никогда. А самолеты уже закуплены…
В общем, ноша союзника не всегда легка и приятна. Понятно, что рано или поздно «Локхид-Мартин» доведет F-35 до ума. Этот самолет не так безнадежен, как F-22. А до этого момента военным европейским стран придется нести на себе бремя расходов по содержанию не совсем пригодных к боевым действиям и очень дорогих самолетов.
Что же, у каждого свои сложности в этом мире, господин Кокберн…
Источник: topwar.ru